Школьные баталии,

или Кому не нужна школа?

Школу № 29 закрыли. Совсем закрыли. Весть об этом воспринята неоднозначно. Волнуются учителя, возмущаются родители, задают вопросы школьники: что дальше? Где будут трудоустроены педагоги? Как продолжат обучение учащиеся? Куда, в конце концов, смотрит администрация? Эти многочисленные вопросы и заставили нас вновь вернуться к этой проблеме на страницах газеты.

Почему закрыли школу?

“...Образовательная деятельность по типу общеобразовательной средней школы по традиционным программам не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам”. Так гласит предписание главного государственного санитарного врача Г.П. Емелина после проведенной в школе № 29 санитарно-эпидемиологической экспертизы. А что стоит за этими сухими словами?

- Два последних года мы тщетно пытались лицензировать школу №29 - объясняет начальник городского управления образования Т.Д Иванова. - С каждым годом требования для получения лицензии на образовательную деятельность ужесточаются. Трудности возникают даже у более новых и современных школ, а что говорить о 29-й, которая отметила в прошлом году 70-летний юбилей?

Школа размещена в двух приспособленных зданиях, которые нуждаются в капитальном ремонте. По всему зданию школы проходят сквозные трещины, и во многих кабинетах нависла штукатурка. Оба здания с плохим естественным освещением. В рекреации основного здания - два окна, и ни одного - во втором. Ширина коридоров полтора метра, площадь классных комнат менее 30, а спортивного зала – чуть более 60 квадратных метров. Это не позволяет выполнять требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных помещений согласно санитарным правилам. Нет актового зала, а значит нет возможности проводить разнообразные мероприятия воспитательного характера. Нет центральной канализации – туалеты находятся на улице. Нет водоснабжения в одноэтажном учебном корпусе и в кабинете химии, не предусмотрено водоснабжение и для средств пожаротушения. Необходима замена электрокабеля и разводящей проводки. Электрощитовая находится в пищеблоке рядом с емкостями с водой, и вынести ее в отдельное помещение не предоставляется возможным. По предписанию заведующей отделом гигиены детей и подростков ЦСЭН О.В. Гуриной необходимо заменить школьную мебель, оборудование в мастерских, цементное половое покрытие на любое допускающее влажную уборку; выделить помещение для раздевалок спортивного зала и оборудовать их; оборудовать медицинский и процедурный кабинет; предусмотреть организацию питьевого режима, так как недостаточно одного питьевого фонтанчика в основном здании, а также недопустимо расположение питьевого фонтанчика рядом с туалетной комнатой в одноэтажном здании; довести уровень искусственного освещения до санитарных норм.

Ко всему прочему школу отапливает собственная котельная, которой необходима реконструкция и полная замена оборудования. К зданию школы подъездные пути разбиты, дорога шириной два метра совмещена с пешеходной дорожкой. Рядом со школой проходит железная дорога (промышленные подъездные пути), по которой дети постоянно ходят в школу и обратно.

Резюме санэпидемслужбы дополняет постановление госпожнадзора о приостановке дальнейшей эксплуатации здания школы № 29. ќто заключение и стало последней точкой для решения о закрытии школы. При изобилии несчастных случаев и стихийных бедствий, доносимых до нас центральными СМИ, до сих пор в памяти у всех страшные пожары в Якутии и Дагестане, где в пламени огня погибли дети по банальной причине – неисправность электропроводки. Да и далеко ходить не надо – несколько лет назад пострадало из-за пожара школа № 20 в Ленинске-Кузнецком. Благо, что обошлось без жертв.

Грозные предписания пожарных таковы: “электрокабель в чердачном помещении проложен не в газовых трубах; эксплуатируется электропроводка с потерявшей защитные свойства изоляцией; сгораемые конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; помещения школы не оборудованы установками обнаружения и оповещения о пожаре; отсутствует внутреннее и наружное противопожарное водоснабжение; отсутствуют противопожарные разделки от дымовой трубы до сгораемых конструкций".

Как видно, перечень требований более чем обширный, и их удовлетворение вместе с капитальным ремонтом, заменой и приобретением оборудования потребует по самым скромным подсчетам более 5 миллионов (бюджетных!) рублей. Но даже если все предписания будут выполнены, качественного образования 165 школьников не смогут получить при всем желании педагогического коллектива. При всех названных выше причинах добавляются отсутствие помещения для компьютерного класса, не выдержанная по всем нормам кабинетная система (в одном классе ведутся уроки математики и физики, химии и биологии и т.д.), нулевая учебная база. Школа однокомплектная, поэтому не набирается полная учебная нагрузка для учителей-предметников (химию, биологию, физкультуру, музыку преподают не специалисты, технические труды не ведутся). Сложность еще и в том, что в однокомплектную школу трудно найти хорошего специалиста-предметника на малое количество учебных часов.

Куда смотрит администрация?

А городская администрация смотрит далеко вперед и ратует за то, чтобы качественное образование получили все дети, без исключения. Жизнь не стоит на месте и диктует свои условия, вносит коррективы. Уровень поселковой школы уже давно не устраивает учащихся, планирующих поступление в высшие учебные заведения.

И вопрос о закрытии школы возник не спонтанно и не сегодня. Капитального ремонта приспособленное из шахтового общежития здание не видело никогда. Каждый год в программу подготовки к учебному году включается капитальный ремонт школы № 29. Но чтобы вложить деньги, нужно их иметь, а сумму в 3 миллиона рублей нельзя было оторвать от подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к очередной зиме. Было время, когда помогала поддерживать школу шахта “Октябрьская” (бывшие шефы) и даже обещала поставлять бесплатно уголь на школьную котельную. Но собственники шахты заставили выставить городской администрации счета за уголь, а котельная кроме школы, между прочим, отапливает еще и шахтовое общежитие.

Уменьшается с каждым учебным годом и контингент учащихся. Если в 2000 году здесь обучалось 229 детей, в 2001 – 176 , то нынче – 165. Второй год подряд в школе нет выпускного класса. Неужели в поселке нет учащихся этого возраста? Да есть, просто родители и сами дети отдают предпочтение другим школам.

- По совету родителей я перешла в 9-й класс школы № 44, - говорит выпускница 2003 года Юля Хайруллина, - потому что все равно пришлось бы поступать в другую школу, ведь 10-го класса у нас уже не было.

В семье Коневых - двое детей школьного возраста, и старшая девочка тоже выпускница, но школы № 35. По словам мамы, в школе № 29 она не может дать своим детям полноценного образования.

И таких детей в поселке около 20. И добираются они до места учебы рейсовым автобусом. А те, кто все-таки продолжают учиться в школе № 29, идут на занятия по железнодорожному полотну…

- Сейчас мы разрабатываем два маршрута движения специальных автобусов, которые согласованы с родителями учащихся. Автобусы будут забирать детей не только на остановках рейсового городского маршрута, но и там, где это удобно родителям и детям. Для этого уже в июле мы начнем расширять, выравнивать и отсыпать дорогу, установим дорожные знаки там, где есть необходимость. Конечная остановка будет максимально приближена к месту учебы. Каждый автобус будет сопровождать педагог из числа бывших работников школы, - такие заверения дает исполняющий обязанности главы города В.П.Куц.

И по школам дети распределены с учетом их желания. Сотрудники управления образования вместе с преподавателями школы обошли каждый дом и выслушали пожелания и предложения всех родителей и учеников. Основная масса будет обучаться в школе № 35, которая наиболее близко расположена к поселку. Другие - в школах № 9, № 14, № 17. Двое учащихся продолжат обучение в вечерней сменной школе, трое – в интернате № 23.

А как же педагогический коллектив?

Преподавателям школы №29 предложены рабочие места в других образовательных учреждениях города. Практически всем – по своей специальности. Например, М.А. Шишко и И.Н. Аредакова по-прежнему будут учить детей начальных классов, Э.М. Мухутдинова – обучать английскому языку. И вполне вероятно, что дети из школы № 29 попадут на уроки к своим любимым учителям.

- Мой общий педагогический стаж работы 34 года, и 33 из них – в этой школе, - делится своими переживаниями преподаватель русского языка и литературы Л.Н. Казанцева - Пока мне предлагают место социального педагога в школе № 17, но в последствии обещают предоставить часы по моей специальности. Конечно, мы все понимаем, что дальнейшее обучение в школе № 29 невозможно. Здание разрушается и становится небезопасным для пребывания детей. Жаль, что распадается ученический и педагогический коллектив. Но если средств на капитальный ремонт действительно нет, решение о закрытии - единственно правильное.

О.И. Станчева, ответственный секретарь Полысаевского городского Совета депутатов:

- Вопрос о закрытии школы мы рассматривали на двух сессиях городского Совета очень долго и сложно. И прежде, чем было принято окончательное решение, все заинтересованные службы и отделы были задействованы в разработке программы мероприятий, учитывающих организационные и социальные вопросы. Все они обсуждались на общешкольном родительском собрании. Осознаем, что шаг этот непопулярный, но после оценки всех положительных и отрицательных сторон принято решение о закрытии. Напомню, что в 1974 году при аналогичной ситуации была закрыта школа № 31 в поселке Мереть, и с того времени дети также добираются до места учебы и обратно на автобусе.

Н.А.Юрьева, депутат Полысаевского городского Совета по округу № 10:

- Вопрос о закрытии школы № 29 решался в разгар моей предвыборной кампании ( в апреле текущего года состоялись довыборы в городской Совет депутатов по округу № 10, где расположен поселок шахты “Октябрьская”). Во время встреч с избирателями обращений или наказов о закрытии школы или необходимости ее существования не было. Избирательный округ мой непростой, основное население составляют горожане старшего поколения. Дороги, благоустройство, организация движения автобусов – вот главные проблемы моих избирателей. Зная истинное положение о плачевном состоянии школы, где не соблюдены санитарные и противопожарные нормы, я полностью поддерживаю принятое решение. Да, это создает много неудобств и дополнительных хлопот, но жизнь и здоровье детей важнее.

Итак, решение принято. Школа закрыта. Но точка на этом еще не поставлена. Мы обязательно будем следить за развитием событий, исполнением всех намеченных мероприятий и вернемся к этому разговору на страницах нашей газеты.

И. СИДОРЕНКО.

По материалам газеты "Полысаево" №27 (148) от 4 июля 2003 года

Hosted by uCoz